8(495) 580 28 42
7(968) 778 84 07
Наш адрес:Карта проезда:

 

 
 
 

В Лоухском районе есть поселок городского типа Чупа.  В городе проживает 3000 человек. Первое упоминание о поселении найдено в 1563 году. Поселение несколько раз подвергалось разорению.

Современный поселок Чупа возник между 1916 и 1918 годом. Это связано со строительством Мурманской железной дороги, когда Российской империи  захотелось иметь выход к Кольскому проливу. Когда прокладывались пути, тогда и появились порты на узловых станциях, в их числе была и Чупа.
 
К 1922 году стали работать Чупинские горные разработки месторождений кварца, слюды и полевого шпата, а в 1923 году организовали леспромхоз. У местных жителей была работа по погрузке камня, или на лесосплаве.  На строительстве железной дороги требовались рабочие руки, а местное население не могло справляться самостоятельно. В связи с этими обстоятельствами Чупа пополнялась переселенцами, в числе которых были финны и даже китайцы.

В 1941 году на западе Чупы остановили знаменитую дивизию СС под названием «Эдельвейс».
Свой статус районного центра Чупа обрела в 1943 году, с тех пор Чупа стала поселком городского типа. Поселок Чупа  в перестроечные времена сильно сдал. В наше время жители работают на помольно-обогатительной фабрике и на железной дороге.

На северо-западе Карельской республики стоит город с десятитысячным населением Суоярви.
По документам о Суоярви можно  с XIV века. В XVII веке был в Карельском уезде Шуезерский погост, который объединял девять деревень. К началу XII века некоторые территории отдали Швеции, а когда Петр I победил шведов, то все эти территории были возвращены  России.
 
Современный Суоярви не имеет большого производства. В XIX веке здесь было несколько небольших деревообрабатывающих предприятий.
 
Когда было провозглашено автономное княжество Финляндское, то городотошел к финнам.
В 1927 году в городе построили картонную фабрику. В конце 1939 года началась советско-финская война. А в декабре советские войска вошли в город.  В это же время приняли решение строить железную дорогу и к марту 1940 года.

В 1940 году правительство СССР начало выселять финское население, и финны отомстили правительству России, упрятав во время войны, оставшееся на оккупированной территории население в концлагерь.
После окончания войны  объединив населенные пункты Сувилахти, Вяликюля и Кайпа был создан город, который назвали Суоярви.

По окончании войны пустили Суоярвскую картонную фабрику. В 1956 году построили железнодорожную ветку Суоярви – Поросозеро.

К 2012 году предприятие практически разорилось. Но в городе есть крупный железнодорожный узел и локомотивное депо, в котором работает большая часть населения города.

На правом берегу реки Водла стоит небольшой город Пудож. Пудога, как древнее новгородское поселение упоминается  на берестяных грамотах в 1382 году. Путь из Новгорода к Белому морю проходил по реке  Водла.
В начале  XVI века Водла стало большим селом. При царе ПетреI жители  Пудоги участвовали в строительстве Санкт-Петербурга, и в их честь в городе есть Пудожская улица. При сильном пожаре 1776 года выгоревший Пудожский погост заново отстроили. В 1785 году указом Екатерины IIПудожский погост был переведен в статус уездного города. В Пудож наведывался сам Державин, который охарактеризовал жителей города весьма забавно.
 
Пудожане занимались охотой, ловлей рыбы, сплавляли лес и занимались земледелием. Сосна, которая росла в этих краях, использовалась в строительстве военных кораблей. Кроме этого местные жители выращивали знаменитый на всю Россию лен, который назывался  «корелка». В начале ХХ века город был купеческим и довольно богатым, судя по тому, что уже в 1902 году город обзавелся собственной телефонной линией. Советская власть добралась в Пудож к 1918 году. В 1928 году в Пудоже был построен маленький комбинат, в котором был локомобиль, лесопильная рама и деревообрабатывающие станки. Город развивался настолько стремительно, что уже к 1934 году открыли регулярную авиалинию "Пудож - Петрозаводск".
 
Во время войны в городе была 1 партизанская бригада, которая прославилась дерзкими операциями в фашистском тылу.
 
Сейчас в городе проживает 9,5 тысяч жителей. Местные жители перерабатывают гранит и занимаются лесозаготовками.


На западном берегу Выгозера стоит  город Сегежа. Он является административным центром Сегежского района. В переводе с карельского Сегежа означает чистый, светлый. Впервые поселение упоминается в XVI веке. Населенным пунктом деревня Сегежа называется с 1905 года. С тех пор деревня Сегежа была знаменита полным отсутствием дорог. В 1912 году начали проектировать железную дорогу, а уже в 1944 году строительство началось. В 1915 году станция Сегежа была построена.
 
Во время строительства Беломорско-Балтийского канала был затоплен поселок  Майгуба и поэтому в 1939 году был построен Сегежский ЦБК.
 
 Во время войны в Сегеже сформировали первую  карельскую партизанскую бригаду, которую  впоследствии разгромили.  Поселок стал городом в 1943 году.  В середине ХХ века Сегежский ЦБК был основным поставщиком бумаги и бумажной тары.

С некоторых пор Сегежа является моногородом, где почти все население работает на том же целлюлозно-бумажном комбинате. Но скоро, комбинат был закрыт и теперь этот моногород, который требует модернизации.
Краеведческий музей является первой сегежской достопримечательностью. В нем действует постоянная экспозиция.
 
Праздник дня города Сегежа  проводят в начале июля.

Поселок городского типа Пряжа стоит на берегу Пряжинского озера. О поселке впервые упоминается в 1563 году. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освещена в 1762 году, а в начале XVIII века здесь поселились крестьяне. Жители занимались рыбной ловлей, обжигали древесный уголь и занимались лесозаготовками. В конце IXX века в поселке была открыта церковно-приходская школа, которая в ХХ веке стала земским училищем.

В середине ХХ века в поселке жили полторы тысячи человек. В 1941 году Пряжу заняли финны, и впоследствии поселок был то финским, то Советским. Но до 1944 года Пряжа была финской и называлась Теру. После Великой     Отечественной войны местные жители работали на лесозаготовках и страна, которая нуждалась после войны в строительных материалах, получала их из леспромхоза Пряжинского района.

В 1962 году Пряжа стала поселком городского типа. К 1990 году созданный ранее зверосовхоз преобразовали в ЗАО «Пряжинское». В нем выращивали таких зверей как енот, лиса, песец и норка. Кроме этого вхозяйстве  производили корма для животных, и предприятие заготавливает лес.

В поселке есть хороший спортивный стадион и новая больница. Из поселка в Петрозаводск и Санкт-Петербург можно попасть на автобусе.